Михаил Швейцер

Швейцер Михаил (Моисей) Абрамович
16 февраля 1920, Пермь — 2 июня 2000, Москва
Режиссер, народный артист СССР (1980).

Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1943, мастерская С.Эйзенштейна). В 1941-1942 — ассистент режиссера ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм» (в 1951-1953 — режиссер документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии). Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссер смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссеров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперед» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Маккинли», по Л. М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой теленок», 1968), А. П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н. В. Гоголя («Мертвые души», 1984) режиссер бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжелое для всей российской кинематографии, режиссер испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живете караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.

Похоронен на 39 уч. Востряковского кладбища.

призы и награды
- лауреат Государственной премии СССР (1977)
- лауреатр Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1989).

А здесь комментарии которые никто не читает:

  • 2014-07-31 18:42 Имя юзвера: ilja

    Недавно посмотрел его фильм "Смешные люди!" по серии рассказов Чехова. Виртуозно-феерическая экранизация. Чего стоит только один эпизод, где на носилках с ярмарки с оторванной ногой уносят героя Виктора Павлова, а он при этом кричит "Ищите ногу! Ведь украдут же! Там в сапоге 20 рублей" 20 рублей!!!". А Елена Соловей в роли прозревшей жены чиновника-взяточника... "И она ушла... в другую комнату!". И, конечно, один из самых известных рассказов Чехова "Злоумышленник", блестяще разыгранный Басилашвили (следователь) и Куравлёвым (крестьянин, который откручивал гайки) "И тяжёлая, и дыра есть..." надо видеть лицо Басилашвили при этом!
    0
  • 2014-07-31 19:59 Имя юзвера: stanisla

    Чужая родня хороший фильм!
    0
  • 2014-07-31 23:55 Имя юзвера: irina

    Гений
    0

Добавить коментарий который никто не будет читать



Каптча: